header image
Сербская Церковь восходит на крест (Интервју "Борбе за веру" за руски часопис "Православни Крст") Штампај Е-пошта
петак, 20 новембар 2015
          Сотрудники газеты «Православный крест» уже неоднократно беседовали с редакторами сербского православно-патриотического сайта «Борьба за веру». В №№ 6 (78) и 7 (79) было опубликовано интервью о нестроениях в Сербской Церкви из-за распространения в ее ограде еретических учений и внедрения антиканонических новшеств. Также сербы-журналисты делились с нами своими рассуждениями по поводу намеченного на 2016 год т. н. «Всеправославного собора» и роли СМИ в противостоянии реформации церковных устоев (№№ 14 (110) и 15 (111)).

Сегодня  вновь попросили сербских коллег рассказать о происходящем в СПЦ – в частности о том, как и почему стоящие в истине епископы массово отстраняются от епархиального управления. Эта проблема уже отчасти затрагивалась в статье «О гонениях на архиереев-консерваторов в Сербской Церкви» (№ 11 (83)), где сообщалось о снятии с кафедр владык Средне-Европейского Константина (Джокича) и Зворницко-Тузланского Василия (Качавенды). Но в последние месяцы ситуация обострилась настолько, что Сербия стоит буквально в шаге от масштабного церковного раскола…

- Братья и сестры, редакция «Борьбы за веру»! Ранее вы уже описывали нам сложную ситуацию, сложившуюся в Сербской Церкви в связи с внедрением различных антиканонических новшеств, реформацией богослужений и гонениями на верных истине клириков, монашествующих и мирян. Скажите, пожалуйста, что изменилось за минувшие с момента той беседы два с половиной года?

- Дорогие наши русские братья! Ситуация в Сербской Церкви действительно поменялась, но, к сожалению, лишь в худшую сторону. Апостасия усугубляется, и, кажется, этому отступлению не будет конца. Более чем когда-либо прежде вере СПЦ угрожают экуменизм, модернизм и иные ереси. Наш Белградский богословский факультет и прочие духовные учебные заведения захватили последователи модерниста Иоанна (Зизиуласа) (епископ Константинопольской Церкви с титулом митрополит Пергамский, - примеч. пер.), которые учат, что после смерти человека его душа якобы «засыпает» и все люди по природе «смертны»; что содомия «естественна» и для спасения вовсе не обязательно бороться со страстями - достаточно просто посещать евхаристические собрания и регулярно причащаться; что христианская мораль относительна, да и понимание заповедей Божиих может быть различным - в зависимости от обстоятельств… Вчерашние студенты, принимая священный сан, начинают искажать чинопоследование Божественной Литургии, вводят новые «порядки» - вслух, в микрофон читают молитвы Анафоры (центральная часть Литургии, когда совершается пресуществление Святых Даров, - примеч. пер.), убирают из храмов иконостасы, причащают народ без какой бы то ни было подготовки, «украшают» церкви соблазнительными модернистскими изображениями, каковы, например, «иконы» греческого священника-художника Стаматиса Склириса. Этот отец Стаматис – также последователь Иоанна (Зизиуласа) и духовный сын епископа на покое Афанасия (Евтича). Через их учеников - епископов Игнатия Браничевского, Григория Захумско-Герцеговинского, Максима Западно-Американского и прочих – СПЦ наполнилась всевозможными лжеучениями. Поверьте нам, дорогие братья, еретичествовавшие в России в начале XX века обновленцы Александр Введенский и Антонин (Грановский) во многом были более православны, чем нынешние сербские модернисты-зизиуласовцы!

- В статье «О гонениях на архиереев-консерваторов в Сербской Церкви», перевод которой был опубликован в нашей газете в июне 2013 года, сообщалось о снятии с кафедр стоящих в истине Владык – Средне-Европейского Константина (Джокича) и Зворницко-Тузланского Василия (Качавенды). Какова их дальнейшая судьба, вернулись ли они к своим обязанностям?

- Что касается отстранения Владык, то никто из них не был возвращен на кафедру и ожидать этого не приходится. Экуменисты ставят на вакантные места своих людей. А каковы эти новые епископы, можно судить по их словам и делам. Так, например, один из них, владыка Славонский Иоанн (Чулибрк) недавно заявил, что сербы должны быть осторожнее в высказываниях о кардинале Алоизие Степинаце - правой руке католических нацистов в Независимом государстве Хорватия в 1941-1945 годах, военном викарии усташской армии, ответственном за перекрещивание 250 тысяч сербов! А для главнейшего модерниста СПЦ епархиального архиерея Иринея Бачского (Буловича) подготовили викарного епископа – Иеронима (Мочевича), который почти 10 лет прожил в Ватикане, занимаясь организацией экуменическо-униатских мероприятий…

Приведем свидетельство о состоянии сербского епископата нашего уважаемого соратника доктора Серболюба Живановича, известного антрополога, эксперта по мощам сербских святых, человека, который первым в середине 60-х годов прошлого века начал исследовать злодеяния усташей в кровавом лагере Ясеновац. Вот что он говорит на эту тему: «Недавно я получил письмо от одного православного христианина с богатым духовным опытом, который высказал мнение, что некоторые наши епископы «пилят сук, на котором сидят» - потому, что они обладают авторитетом лишь до тех пор, пока его за ними признает народ. Сербский народ пять веков находился под турецким игом, и тогда были греческие священники и фанариоты, которые отталкивали людей от Церкви. Но сербы хранили Православие в своих домах, в своих семьях. И люди будут продолжать это делать вопреки всему, несмотря на все недовольства ситуацией в СПЦ. <…>

Сербский народ не может равнодушно взирать, как православный епископ Захумско-Герцеговинский Григорий от имени СПЦ приветствует главу еретической римо-католической «церкви» в Сараеве. Эта процедура, окруженная неподобающим вниманием СМИ, произвела ужасное впечатление. Не секрет, что Захумско-Герцеговинский Владыка, которого многие называют «бискупом», сотрудничает и молится вместе с римо-католиками. И он – не единственный, есть и другие такие Владыки в Соборе СПЦ. Я лично знаком с некоторыми и полагаю, что часть из них искреннее заблуждается; но есть и те, кто попирает каноны сознательно, намеренно вредя сербскому народу и Церкви. Православный богословский факультет в Белграде стал местом проповеди еретических учений Браничевского владыки Игнатия (Мидича). Нужно проверить те лекции, которые он читает студентам... Если он так учит молодых богословов, то это страшно, потому что, спрашивается, кто из них в будущем пожелает пожертвовать собой для Церкви, Православия и Святосаввства? Наконец, если проанализировать работы и высказывания римо-католических бискупов и арцбискупов, в том числе и арцбискупа Белградского Хочевара, станет очевидно, что римо-католическая «церковь» в течение многих лет систематически внедряла своих людей в СПЦ с целью оказывать влияние на происходящие в ней процессы. Единственное, что еще сдерживает некоторых членов Собора СПЦ, – это боязнь недовольства со стороны сербского народа; и они делают вид, будто не замечают, что народ уже разделился. Произошел раскол в Австралии, раскол в Канаде - на горизонте и, не дай Бог, может дойти и до раскола в нашей стране…»

- Из публикаций на вашем сайте нам стало известно о новых случаях отстранения от управления епархиями епископов СПЦ – о почислении на покой Архиерейским собором в мае с. г. владык Канадского Георгия (Джокича) и Милишевского Филарета (Мичевича), а также о недавнем смещении владыки Нишского Иоанна (Пурича). Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этих иерархах. Каковы их взгляды и под какими предлогами, праведно или неправедно, они были удалены с кафедр?

- За пять лет с момента инаугурации Патриарха Иринея модернистско-экуменическое священноначалие СПЦ отстранило шесть архиереев (чего не сделал за весь период своего правления коммунистический диктатор Тито и чего не случалось ни в одной Поместной Церкви!). Были удалены православные епископы, противники модернизма: Рашско-Призренский Артемий, Зворницко-Тузланский Василий, Средне-Европейский Константин, Милишевский Филарет и Канадский Георгий. Совсем недавно эта же судьба постигла и епископа Нишского Иоанна, ученика приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Примечательно, что все эти епископы были свергнуты с престолов без каких-либо церковно-судебных разбирательств, которые бы доказали их вину. На последнем Архиерейском соборе владыки Канадский Георгий и Милишевской Филарет были смещены в результате простого голосования. Эти два епископа, как и снятые ранее, в основном обвинялись в недобросовестном совершении финансовых операций и некоторых аморальных поступках, что никак не подтвердилось фактами.

Здесь нужно отметить один существенный момент, указывающий на небывалость беззакония экуменическо-новаторского священноначалия СПЦ. Названные Владыки были обвинены и смещены, но Собор, несмотря на их якобы имевшие место беззакония, не лишил их сана, и они остались в своем епископском достоинстве. Это не только неканонично, но и просто абсурдно. Так соборное большинство фактически засвидетельствовало, что их собственное решение об удалении Владык – неправедное. Ибо эти епископы не извержены за те преступление, в которых обвинялись, их нарушения остались недоказанными, и, следовательно, они были сняты незаконно. Епископ может прекратить исполнять свои обязанности только в случае смерти или канонических прещений. Но преступления, наказываемые запретом и извержением из сана, всегда подлежат суду (которого, повторим, не было!) и делают епископа недостойным служения (святоотеческое: «Если достоин, то должен служить…»). Однако все отстраненные епископы СПЦ продолжают совершать богослужения. Поэтому возникает недоумение: почему у этих Владык отобрали епархии? На основании каких канонов? И, исходя из каких правил, Собор назначил на их места новых архиереев? Ведь известно, что это возможно, лишь когда епископ умер, либо когда он извержен, т. е. лишен сана. Один словом – когда епархия овдовела. Существует еще третья причина – добровольный уход на покой (16-е правило Девятого Поместного Собора). Но все замененные православные епископы Сербской Церкви до сих пор живы, не лишены своего достоинства и не изъявляли желания добровольно покинуть кафедры.

Именно поэтому после Собора мы подняли вопрос: на основании каких канонов в епархиях беззаконно смещенных Владык поставлены новые архиереи? Святые каноны говорят о существовании теснейшей и неразрывной связи между епископом и его епархией. Эту связь Святые Отцы уподобляют брачным узам, почему лишившаяся епископа епархия и именуется «вдовствующей» (см., например, 25-е правило Четвертого Вселенского Собора). Еще с IV века появилось толкование апостольских слов одной жены муж (1 Тим. 3, 2), касающихся епископа, согласно которому под «женой» епископа следует понимать его епархию, которую он не имеет права оставлять. На Западе эту интерпретацию упоминал Блаженный Иероним, а на Востоке о ней говорили епископ Экумений и Блаженный Феофилакт Охридский (Болгарский). Такое толкование слов Апостола Павла показывает, как древняя Церковь смотрела на взаимоотношения епископа и епархии. С другой стороны, беззаконный захват тем или иным архиереем чужой кафедры в древних церковных памятниках часто именуется прелюбодеянием.

Чтобы было понятно, какие архиереи подвергаются гонениям, скажем немного о взглядах недавно смещенного Нишского епископа Иоанна. Этот архипастырь всегда выступал за сохранение литургического предания, оставленного нам Патриархом Павлом, и не водил дружбы с римо-католиками. Например, в 2013 году, во время празднования 1700-летия Миланского эдикта, он не принял ватиканского посланника кардинала Анджело Содано. Епископ Иоанн был удален именно потому, что не пожелал примкнуть к клану модернистов. И нужно отметить, что способ его смещения – новый прецедент: он лишился кафедры практически в одночасье! Информационная служба СПЦ, которой управляет епископ Бачский Ириней (Булович), опубликовала сообщение о болезни владыки Иоанна (что не соответствует действительности, как видно из его публичных выступлений). После этого Владыку сняли и назначили на его место временного администратора.

- А как регулирует смену епископов Устав СПЦ?

- В Уставе СПЦ существует положение о почислении епископов на покой - статья 111, которая гласит: «Святой Архиерейский Собор имеет право удалить епархиального архиерея только после канонического осуждения или освободить его от должности из-за очевидных физических недостатков, или в том случае, когда было нарушено одно из условий статьи 104, а также и на основании прошения об уходе на покой». (Статья 104 Устава СПЦ: "Епархиальным и викарным архиереем может быть избран отвечающий следующим требованиям: а) удовлетворяющий каноническим требованиям для принятия епископского сана в Православной Церкви; б) окончивший Православную Духовную академию или Православный богословский факультет; в) являющийся гражданином Югославии. Это условие не распространяется на сербских православных архиереев за границей; г) своей ревностью к церковному служению и безупречной жизнью в трудах на благо Церкви и народа заслуживший всеобщее уважение, показав себя достойными возведения в архиерейский чин". – Примеч. пер.)

Но в святоотеческих канонах нет упоминания о каких-либо причинах, могущих оправдать добровольное оставление епископом епархии, т. е. фактически - уклонение от епархиального служения. Отцы нигде не упоминают и болезни в качестве уважительного предлога. Они ясно указывают: «Единожды приявшему на себя священноначальственное попечение подобало удержать оное с духовною крепостью, как бы вооружиться на труды и охотно переносить пот, обещающий воздаяние». Это Отцы Третьего Вселенского Собора сказали о епископе Евстафии, человеке престарелом и испугавшемся множества трудностей, который, «не ведаем как, - пишут Отцы, - представил письменное отречение от своей епархии», куда был избран другой – Феодор (см. Послание Третьего Вселенского Собора к Священному Собору Памфилийскому о Евстафии).

- А как смещение правоверных Владык отразилось на стостоянии их каферд?

- В Милишевской и Канадской епархиях началась настоящая смута. В Канаде, например, народ массово перестает посещать храмы СПЦ и переходит в другие Поместные Православные Церкви. Канадский владыка Георгий – пламенный сербский патриот и противник любых новшеств в богослужении. Он безбоязненно говорил во всеуслышание, что епископ Рашско-Призренский Артемий был смещен по настоянию американских властей и наших доморощенных белградских предателей.

Милишевский владыка Филарет также был удален по причине своей верности Священному Преданию и выступлений против вхождения Сербии и Черногории в Европейский Союз (Милишевская епархия охватывает как сербские, так и черногорские территории). Кроме того, он не угодил экуменистам своим противодействием митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию в его завуалированных попытках подтолкнуть СПЦ к признанию пути в Европейский Союз. Об этом пишет видный черногорский журналист, сотрудник портала «Принцип» Владимир Вукович: «От чьего имени наш митрополит, как глава Православной Церкви в Черногории, положительно высказывается об антирусском неоимпериалистическом и антихристианском объединении под названием ЕС? От имени верующих он этого сделать, конечно, не мог, если только не хотел представить Церковь в качестве своего личного учреждения. Ибо все опросы общественного мнения показывают, что более 40% граждан Черногории выступают против ее вступления в ЕС. Известно, что членство в ЕС приветствуют в основном приверженцы местного исламского религиозного объединения (боснийцы и албанцы) и римо-католической «церкви» в «независимом Монтенегро» (западноевропейское название Черногории, - примеч. пер.) (албанцы и хорваты), но их, согласно последней переписи, у нас лишь около 25%. Значит, эти ранее упомянутые 40% граждан Черногории, противники вступления в ЕС, - значительное большинство православных верующих нашего жалкого и несчастного государства. Следовательно, они и составляют словесное стадо митрополита Амфилохия. И это - самые лучшие, самые честные и верные чада Церкви, готовые на жертву и борьбу за то, что Владыка Раде (Петр II Петрович Негош, в миру Радивой (Раде); правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский государственный, общественный и культурный деятель. – Примеч. пер.) называл «алтарем правым на камне кровавом». Таким образом, если более 50% православных верующих Черногории явно не симпатизируют возрожденному Четвертому Рейху под названием ЕС, то на каком основании наш дорогой митрополит с такой легкостью и радостью заявляет, что мы «никогда не скрывали, что поддерживаем членство Черногории в ЕС»? Возникает вопрос: почему митрополит Амфилохий, вопреки духу Православной Церкви, а также воле и заветам святого Петра Цетинского и Негоша, упускает из вида и забывает, что ЕС сегодня ведет борьбу против единственной истинной вековой союзницы Черногории – Православной Матушки-России?! И посему мы чувствуем гнев, смешанный с горечью. Неужели мы действительно переживаем последние апокалиптические времена, когда даже наследник престола святого Петра Цетинского забыл святопетровский завет о вечной верности Православной России? Именно сейчас, как раз в то время, когда ЕС последовательно ужесточает санкции против России и грохочет оружием на границах нашей славянской Матери, наш Цетинский Владыка, наш митрополит перед Богом и перед людьми, заявляет, что он, православный епископ Черногории, Берды и Приморья, «никогда не скрывал, что поддерживает членство в ЕС»?!»

Итак, как противник ЕС, в отличие от митрополита Амфилохия, владыка Филарет и был смещен.

- Предпринимают ли верные истине клирики, монашествующие и миряне Сербской Церкви какие-либо шаги для исправления сложившейся ситуации? Как вы видите дальнейшее развитие событий? Существует ли реальная опасность раскола? Какой выход находит для себя и предлагает своим читателям «Борьба за веру»?

- К сожалению, верные чада СПЦ, за редким исключением, открыто не выступают против вышеуказанных апостасийных явлений. В нашей Церкви царит страх, как в тоталитарном государстве, где каждое действие человека контролируется и в любую минуту может последовать жесткое наказание. Видя примеры различных прещений и гонений, архиереи, клирики и монашествующие опасаются разделить участь неугодных экуменистам ревнителей Православия.

По нашему мнению, главная задача темных сил - разрушение СПЦ как исторического союзника России и Русской Церкви и подчинение ее ватиканско-вашингтонской Константинопольской Патриархии. Ее агенты - владыки Амфилохий (Радович), Афанасий (Евтич), Ириней (Булович), Григорий (Дурич), Максим (Василевич) и прочие - ныне занимают в СПЦ все ключевые посты. А Патриарх Ириней (Гаврилович) – лишь послушник этой мощной группы модернистов, сосредоточивших всю власть в своих руках.

А что касается раскола, эта опасность реальна как никогда. Однако мы всеми силами стараемся держаться пути святого Иустина Челийского, который, будучи борцом с экуменизмом и модернизмом, оставался верным сыном Сербской Православной Церкви, не оставляя ее, несмотря на все трудности и искушения, через которые она проходила. Потому что мы веруем в Бога, Небесную Сербию и в то, что в последние времена все сербство обновится – с помощью сестринской России, чья победа на Ближнем Востоке должна увенчаться поворотом на Балканы и созданием такого объединения, которое выдающийся сербский философ доктор Марко Маркович называл Союзом православных народов.

- Но пока, увы, лишь единицы православных верующих в России следят за событиями в сестринских Поместных Церквах и знают о происходящем в СПЦ. Как вы полагаете, в чем причина этой неосведомленности и молчания, царящего в русскоязычных православно-патриотических СМИ в то время, когда Сербская Церковь, если можно так выразиться, восходит на крест? Чем мы, русские православные, можем помочь вам, братья, в вашей беде?

Россия – это великое государство, которое имеет множество своих проблем, как духовных, так и материальных. Но все же России не следует забывать, что Сербия – это ее уменьшенная копия, это страна, помнящая свою христианскую историю и свою миссию свидетельства Православной веры, земля, украшенная мощами святых Божиих. Поэтому православные русские люди должны внимательно следить за всем происходящим в оккупированной НАТО Сербии и знать, что их ожидает то же самое, если они не сохранят свою драгоценную свободу.

Самая существенная помощь, которую вы можете нам оказать – это молитва за сербский народ. Кроме того, мы будем вам благодарны, если вы донесете до русской православной общественности правдивую информацию о реальном положении дел в СПЦ. И, конечно, первостепенное значение имеет ваша личная борьба, противостояние модернистам в лоне Русской Православной Церкви. Храните Православную веру в полноте ее догматического и литургического Предания, не уклоняясь на кривые пути обновленцев Антонина (Грановского), Никодима (Ротова), Александра Шмемана и прочих еретиков! Не допустите торжества экуменизма и модернизма на «восьмом вселенском соборе» в 2016 году! А когда, даст Бог, придет время и Россия одержит победу над сатанизмом альянса НАТО, вспомните и своих братьев-сербов, которые в 90-х годах XX века своей кровью сдерживали НАТО на Балканах, чтобы его войска не пошли на Матушку-Россию, пока она, этот Третий Рим, не восстановится и не наберет силы для предстоящей борьбы.

Трудно нам, братья русские, и с каждым днем все труднее – у нас отнимают нашей сердце – Косово и Метохию, вынуждают вступать в ЕС и НАТО, навязывают содомию и прочие виды лжи и зла «Белой демонии», как святитель Николай (Велимирович) именовал Европу, отступившую Христа (Слова святителя: «Европу можно было бы назвать «Белой демонией». «Белой» — за цвет кожи, а «демонией» - за мрак души, ибо Европа отреклась от единого истинного Бога». – Примеч. пер.). Не забывайте нас, братья, и Бог вас не забудет! Помогайте, когда, как и чем можете, и вы не лишитесь награды от Господа, Которому вкупе служили святой Савва и святой Сергий Радонежский, игумен земли Русской, святой мученик князь Лазарь Косовский и святой мученик Император Николай II, великий защитник сербов!

Да вознаградит вас Бог за вашу любовь к Сербии и Сербской Церкви!

 

Беседовала и перевела с сербского языка Мария Деркачева

Последњи пут ажурирано ( петак, 20 новембар 2015 )
 
< Претходно   Следеће >

Србска Православна Црква

Serbian Orthodox Church

УВОДНА РЕЧСАОПШТЕЊАКОНТАКТПРЕТРАГА
Тренутно је 10 гостију на вези
ОБАВЕШТЕЊА

ПОДРЖИТЕ РАД "БОРБЕ ЗА ВЕРУ

 

"Тешко је замислити хришћанина да под оваквом претњом може бити неутралан, а два пута теже замислити православног Србина, да може стајати по страни и безучасно посматрати борбу између крстоносаца и крстоломаца. Бити неутралан,  није одлика српског народа".
Свети Владика Николај


© www.borbazaveru.info. Сва права задржана.