header image
НАСЛОВНА СТРАНА
Духовная беседа с отцом Симеоном (1) Штампај Е-пошта
петак, 22 март 2013

 Иеромонах Симеон (Станчетич), игумен монастыря Рукумия (Браничевская епархия Сербской Православной Церкви), – известный в Сербии пастырь, стоящий в истине, противник экуменизма, модернизма и всех прочих посягательств на чистоту Православия; патриот и монархист. В прошлый раз мы размещали на страницах нашего издания его доклад о попытках окатоличивания сербского народа. Начиная с этого номера мы будем публиковать духовную беседу с отцом Симеоном, в которой он дает ответы на многие вопросы, волнующие современных христиан.

– В Ваш храм, отче, слава Богу, приходит много верующих. Как Вы полагаете, насколько наш народ духовно бодрствует? Насколько осознает свою греховность?

– Пробуждение нашего народа, по моим наблюдениям, началось уже более двадцати лет назад. В церквах и монастырях тогда было мало верующих, но с 1980-х годов ситуация стала меняться. Все больше людей приходило в храм. Но насколько эти люди духовно бодрствуют, насколько пробуждены для нашей веры, для Святой Православной Церкви – ответить нелегко. Все зависит от того, в какой мере человек готов исполнять заповеданное святым владыкой Николаем (отец Симеон имеет в виду четыре завета святого Наума: пробуждение, Покаяние, очищение и Причащение – четыре ступени на пути спасения, о чем писал наш святой владыка Николай. – Примеч. М.И. и С.Ч.) (Свт. Николай Сербский был епископом Охридским и писал о св. Науме Охридском. – Примеч. пер.). Человек должен пробудиться для духовной жизни, для Жизни Вечной, покаяться во всех своих согрешениях, оказаться от греха и творить добро, очиститься через покаяние, епитимью и только тогда причащаться. Только пройдя этот путь, христианин сможет быть твердым борцом за Православие.

Если кто пробудился для Господа Христа, для Жизни Вечной, для Церкви Божией; если кается во всех своих грехах, малых и великих; если нашел духовника и исповедался; если духовник дал необходимое духовное лекарство – епитимью, что значит «упражнение в добродетели», и кающийся ее исполняет, – такой человек может приступать к Таинству Причащения. В зависимости от благословения духовника, это может произойти как по прошествии срока епитимьи, так и раньше. Например, один человек получил епитимью три года не причащаться, однако духовник, видя его ревность и труд, причастил его уже через шесть месяцев. Там же, где ревности в покаянии, увы, не наблюдается, необходимо выдержать установленное время епитимьи. Но если кто трудится, кается и всей своей жизнью показывает намерение жить по-новому, тогда он готов ко Святому Причащению. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Там, где Господин богат, слуга не должен быть скуп». Значит, Господин – это Господь Бог, Христос Спаситель, а Его слуга – это священник, и он не должен быть скуп, но должен сделать возможным Причащение для того, кто уже повернулся ко Господу Христу всем своим существом.

От того, сколько в Церкви таких кающихся и сколь глубоко их покаяние, зависит число монашествующих в наших монастырях. Если покаяние велико, оно приводит человека в монастырь. Существует и малое, и среднее покаяние. Все это хорошо, но это великое покаяние, покаяние со слезами, приводит людей в монастырь, потому что они видят, что в миру тяжело исполнить заповеди Божии, в миру тяжело жить во Христе, и поэтому удаляются в уединенные места, в монастыри, где легче жить в Боге, жить так, как благословлено Богом.

– Как обрести истинное покаяние и очиститься от грехов, чтобы больше не повторять их?

– Человек наш внешний, телесный, утешается яствами, напитками и прочими чувственными удовольствиями. Но там, где тешится человек внешний, внутренний – томится. Душа томится.

Люди ищут смысл жизни. Значит, нормальный человек, который желает иметь в жизни смысл, не станет жить по принципу: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь». Он видит, что это – не путь, но блуждание, и ищет, как прийти к внутреннему миру и осмысленности. Непрестанно вопрошает, почему и для кого живет, за что борется, ради чего существует и т.д. Это размышления человека. Если человек, например, получил блестящее образование, если всякую всячину изучал, читал и видит, что все это его не наполняет, не дает его жизни твердого и стабильного основания, не ведет ни к какой цели, он начинает поиски смысла. Люди пытаются найти его в себе, но это невозможно. Мы по природе своей не имеем в себе такого камня, такого твердого основания. А если его нет в нас, тогда его нужно искать вне нас.

Если человек надеется на человека, то вскоре он увидит, что другие люди подобны нам и ничем особо помочь нам не могут. Например, когда я служил в армии, в нашем подразделении был свой психиатр. Наш внутренний человек принимает решение: желает ли он иметь дело с психиатром, сможет ли тот разобраться с его проблемами и размышлениями. Если мы предчувствуем, что он не дорос до наших проблем, мы и не начнем с ним разговора, но должны искать того, кто смог бы разрешить наши недоумения. Должны найти такового, но пока не найдем, набьем, кто знает, сколько шишек. Можем, согрешая, впасть в отчаяние и дойти до самоубийства. Вот, когда наступит такой момент, человек либо лишит себя жизни и погубит свою душу для Вечности, либо содрогнется и покается, обратится к Богу и скажет: «Господи, если Ты есть, помоги мне, помоги моему неверию!» Значит, когда человек окажется перед выбором между самоубийством и обретением веры, обращением к Богу за помощью и скажет: «Если Ты есть, помоги мне!» – у него еще нет твердой веры, но уже есть некая сомневающаяся вера, полу-вера. Если же сердце подскажет, что Господь есть, то на смену сомнениям придет другое: «Боже, помоги мне! Помоги мне в этой ситуации. Помоги мне, и я оставлю грехи…» Человек уже понимает, что его положение есть следствие его греховности. Но вопрос – или эту дилемму он решает сам, или же имеет кого-то из родственников, например, набожную бабушку, которая может помочь в таком случае своим советом, которой есть, что подсказать. Глядя на нас со стороны, они видят, что мы заблудились, и вымаливают нас. Я думаю, что по молитвам наших родственников, тех, которые обратились к Богу раньше и были набожными людьми, или по молитвам наших родителей, мы духовно пробуждаемся и обращаемся ко Господу. Находим решение, но не в самоубийстве, а в обращении к Богу.

Возьмите, например, святого Царя Лазаря. Он на Косовом поле сомневался, что избрать: Царство земное или Царствие Небесное. А Небесная Сербия, наш святитель Савва с нашими угодниками и угодницами Божиими и с благочестивым народом молились Богу, чтобы Царь Лазарь избрал Царствие Небесное. Как говорится: «Земное Царство преходяще, а Небесное – во веки веков». Значит, он как человек, как князь, как Царь сомневался, на что решиться. Они же молились Богу, и Господь сделал все для того, чтобы святой Лазарь принял решение, которое впоследствии станет «солью жизни» для целых поколений, для сербов всех времен – избрать Царствие Небесное ценою Царства земного и жизни земной. Ведь земное Царство преходящее. Мы видим, как человек рождается в этот мир и как уходит. Можно любить одно, другое, какие-то материальные вещи, но все это мы оставим, потому что нагими мы приходим в мир и нагими его покидаем. Важно только то, что мы совершаем здесь, как веруем и как действуем – так и проходим эту жизнь.

Беседовали Милан ИЕРОТИЧ и Славица ЧЕМБИЧ

Перевод с сербского Ранко ГОЙКОВИЧА


Источник: «Богоискатель», газета
православной народной общины г. Шабац
(http://borbazaveru.info/content/view/1005/58)

Извор: http://gazeta-pkrest.livejournal.com/240103.html

 

Последњи пут ажурирано ( четвртак, 10 октобар 2013 )
 
< Претходно   Следеће >

Србска Православна Црква

Serbian Orthodox Church

УВОДНА РЕЧСАОПШТЕЊАКОНТАКТПРЕТРАГА
Тренутно је 23 гостију на вези
ОБАВЕШТЕЊА
ПОДРЖИТЕ РАД "БОРБЕ ЗА ВЕРУ

 

"Тешко је замислити хришћанина да под оваквом претњом може бити неутралан, а два пута теже замислити православног Србина, да може стајати по страни и безучасно посматрати борбу између крстоносаца и крстоломаца. Бити неутралан,  није одлика српског народа".
Свети Владика Николај


© www.borbazaveru.info. Сва права задржана.