header image
НАСЛОВНА СТРАНА
Профессор Серболюб Живанович – синоним борьбы за правду о страданиях сербов Штампај Е-пошта
понедељак, 24 јун 2013

 Серболюб Живанович родился 21 декабря 1933 года в Сараеве. В 1959 году он окончил Медицинский институт в Белграде, а в 1964-м защитил докторскую диссертацию и стал членом группы судебных антропологов, которые занимались раскопками массовых захоронений в ясеновацкой системе хорватских концентрационных лагерей для уничтожения сербов, евреев и цыган на территории Ясеноваца и Нижней Градины. Вследствие участия в расследовании ясеновацких преступлений, которые коммунистическая власть всеми возможными способами пыталась сокрыть, молодой и перспективный доктор наук был вынужден оставить родную землю и эмигрировать в Великобританию.

На протяжении многих лет Серболюб Живанович был профессором Медицинского факультета Лондонского университета; в настоящее время он профессор университета на пенсии, член Королевского антропологического института в Лондоне, а также других научных и специальных учреждений и обществ; обладатель различных отличий и наград, в том числе Награды Сербского Патриарха и Ордена Большого Креста православных медиков. Профессор опубликовал 21 книгу и около 150-ти научных работ и исследований. За книгу «Ясеновац» он получил награду Растко Петровича – как за авторский труд национального значения. Серболюб Живанович также занимает должность председателя Международной комиссии по утверждению истины о Ясеноваце и директора Института по изучению истории древних славян в Лондоне.

Со временем стало очевидным, что переезд профессора Живановича из Отечества на чужбину (сейчас он живет в Лондоне) не был случайным. Так промысл Божий не дал страшной правде о лагерной и мученической истории сербов ХХ века остаться сокрытой, потому что свидетельство человека с таким именем и авторитетом, с безупречной биографией, высокой моралью, исключительным образованием и эрудицией имеет особый вес. И сейчас, уже на пенсии, на 80-м году жизни, профессор с молодецким рвением продолжает трудится, проясняя страшную историю сербских страданий во время Второй мировой войны.

С 22 февраля по 16 марта с. г. он находился в Сербии и, пользуясь случаем, провел ряд публичных выступлений (по два в Новом Саде и Белграде и по одному в Кралево и Чачаке), презентовал книгу в Белградском Союзе писателей Сербии и выступил в прессе.

Предлагаем вниманию читателей перевод беседы с профессором Серболюбом Живановичем.

– Уважаемый профессор, Вы известны во всем мире как антрополог, а в Сербии – как борец за истину о сербских страданиях в клеро-нацистской Независимой Державе Хорватской (далее – НДХ, – примеч. ред.). Вопреки информационной блокаде, господствующей у нас касательно этой темы, все аудитории, где Вы во время своего последнего визита в Сербию выступали, проводили лекции, дискуссии, презентацию книги, были заполнены; более того, люди даже были вынуждены стоять – им не хватило мест. Чем объясняется такой интерес народа к теме сербских страданий?

– По политическим и иным причинам истина о вековых страданиях сербов от римо-католической «церкви» и западно-европейских народов всегда скрывалась и от нас, и от других славян. Особенно тщательно замалчивалась правда о хорватских концентрационных лагерях для уничтожения сербов, евреев и цыган в Ясеноваце и его окрестностях во время Второй мировой войны, а также история страданий сербов в период диктатуры Иосипа Броза Тито. Сегодня сербам не говорят о преступлениях, которые совершили страны-члены НАТО, самовольно и незаконно бомбардировавшие наши земли на протяжении 78-ми дней ракетами с обедненным ураном. От этих бомбардировок пострадали и маленькие дети, были разрушены школы, больницы, хозяйственные и инфраструктурные объекты, телевизионные центры, уничтожены мосты, истреблены сельскохозяйственные угодья. Не рассказывают и о том, как незаконно захватили старейшую сербскую землю – Косово и Метохию, изгнали оттуда сербский народ и заселили ее албанцами. Не пишут, что в Сербии организовали наркоторговлю и конвейер по убийству людей для торговли их органами. И вот, поскольку у нас обо всем этом нет достоверной и достаточной информации, нет источников, из которых можно было бы узнать правду, многие люди, особенно молодежь, жаждут услышать тех, кто имеет возможность открыто говорить о страданиях сербского народа. Видимо, именно поэтому мои выступления собрали такое количество слушателей.

– Вы долго живете на Западе, были частым гостем на «Би-би-си» (комплекс радио-, интернет- и телевещания Великобритании, – примеч. ред.) и других престижных мировых студиях. Как тамошняя публика относится к тому факту, что у сербов есть города мертвых под землей? И что Вы можете сказать об отношении западного мира к Православию?

– На Западе знают о сербских страданиях в прошлом и настоящем гораздо больше, чем в самой Сербии. Я встречался с людьми, желавшими лично удостовериться в страданиях сербов, которых хорваты римо-католики сбрасывали в карстовые ямы и рвы. Они спускались в эти подземные бездны на канатах и с ужасом взирали на скелеты мучеников. В Британском Архиве хранится более тысячи документов на тему сербских страданий в XX веке.

Что же касается Православия, в нынешнее время геополитических кризисов и более десятка войн, которые вели и ведут Соединенные Штаты Америки по всему миру, многие люди на Западе начинают воспринимать Православную Церковь как Единую истинную Церковь Христову и искать спасения в ее лоне.

– История страданий, мученичества и подвигов сербов во время Первой и Второй мировых войн – это стержень сербского национального сознания. Почему же Ясеновац все еще не включен в ряд крупнейших в мировой истории лагерей смерти, если, судя по жестокости усташей (хорватских фашистов, – примеч. ред.) к своим жертвам, он равен Освенциму или даже превосходит его?

– В мире очень мало знают о ясеновацкой системе римо-католических хорватских лагерей прежде всего потому, что власти послевоенной Югославии во время диктатуры Иосипа Броза Тито все это тщательно скрывали. Они уничтожали каждую книгу и каждый документ, чтобы мир никогда не узнал о преступлениях хорватов римо-католиков и мусульман в НДХ. Члены Международной комиссии по утверждению истины о Ясеноваце даже в России смогли обнаружить лишь ничтожное количество документов о страданиях сербов в НДХ в период Второй мировой войны.

Для того чтобы какой-то концентрационный лагерь был включен ЮНЕСКО в список лагерей и стал известен всему миру как место массовых страданий, подобно Освенциму, необходимо, чтобы этого потребовали какие-либо страны-члены ООН. Власти послевоенной Югославии этого никогда не делали, не сделали этого и наследницы Югославии – Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина. Нынешние власти Сербии, из-за так называемого «регионального сотрудничества», не прикладывают стараний, чтобы истина о сербских страданиях в НДХ получила широкую огласку.

– Расскажите, пожалуйста, о своем участии в знаменитых исследованиях ясеновацких захоронений, о работе Комиссии, приостановленной по приказу коммунистических властей, а также об истории Отчетного доклада этой Комиссии, который якобы был на некоторое время утерян.

– Чтобы хотя бы частично исследовать преступления, совершенные хорватами римо-католиками и мусульманами против сербов, евреев и цыган, в послевоенной Югославии в 1964 году была организована Комиссия судебных антропологов. Власти пошли на этот шаг, поскольку были обязаны отреагировать на требования выживших узников лагерей. Этой Комиссии пришлось работать в очень тяжелых условиях. Журналисты и фотографы к работе не допускались, а власти не оказывали никакой поддержки. Свой Отчетный доклад Комиссия подала в 1964 году, но две его части были обнародованы лишь в 1992-м, а третья – только в 2004-м, на Международной конференции о Ясеноваце. Это – наиярчайший пример «заговора молчания», который навязали диктаторские власти тогдашней Югославии. Известному сербскому писателю, эрудиту, философу и культурному деятелю Предрагу Драгичу Киюку понадобилось более двух лет, чтобы обнаружить в архивах доклад Комиссии антропологов 1964 года.

– Почему Совет по Ясеновацу Сербской Православной Церкви умаляет количество жертв, называя Ваши исследования «необоснованными предположениями», хотя данные о 700-х тысячах погибших признал действительными даже министр внутренних дел НДХ на процессе в Загребе?

– Святой Архиерейский Собор СПЦ сформировал Совет по Ясеновацу с целью оказать помощь в изучении ясеновацкой системы хорватских римо-католических и мусульманских лагерей, существовавших в НДХ. К сожалению, по неизвестным нам причинам, этот Совет ни разу не собирался. Из-за разногласий его координатора с епископом-председателем и самоволия координатора председатель отказался признавать действия координатора. Последний вступил в конфликт и с властями и общественными организациями в Республике Сербской, на территории которой находилась большая часть ясеновацких лагерей. Известно, что заинтересованные лица из США оказывают давление на координатора, желая перенаправить работу Совета в русло антисербской американской политики.

Что касается количества жертв, то складывается впечатление, что отдельные члены Совета приняли точку зрения хорватов, что якобы жертвами являются только те, чье имя известно и известен совершитель преступления. Но таким образом мы никогда не сможем выяснить точное число жертв. Как, например, звали нерожденных детей, вырезанных из материнской утробы? Как звали людей, сожженных в Пачилиевой печи? Как звали сваренных в казанах для изготовления мыла? Как звали живьем закопанных в насыпи вдоль реки Савы? Как звали утопленных в Саве? И так далее. Хорватский министр внутренних дел времен Второй мировой войны Андрие Артукович на суде, обличенный доказательствами, утверждал, что хорваты убили не миллион четыреста тысяч сербов, а «только» 700 тысяч.

– На своих лекциях Вы призываете к правдолюбивому изучению истории нашего народа. Учитывая тот факт, что цензорами сербского исторического сознания при различных режимах были в основном сербы, как Вы можете прокомментировать такое интеллектуальное янычарство? Даже Сербская Академия наук и искусств, очаг сербского патриотического сознания, не организовала ни одного международного мероприятия, посвященного страданиям сербов в НДХ…

– В Сербии, которая была частью Югославии, более полувека господствовала диктатура Иосипа Броза Тито. Все школы учили по программам, введенным властями. Сербская интеллигенция подчинялась требованиям политиков и работала против народа. Сербская Академия наук и искусств была практически уничтожена: ее члены избирались по указанию сверху, а не в соответствии с личностными научными и культурными достижениями. Эта организация в плане работы в национальных интересах мертва и по сей день. Она не в состоянии повести народ в новом направлении; там есть еще хорошие и способные люди, но все они уже в преклонном возрасте. Академия больше не самостоятельная организация. Лишенная всех средств и имущества, она полностью зависит от финансовой помощи стоящих у власти. Такая Академия не осмелится, например, опубликовать и распространять переведенную на английский язык книгу академика Виктора Новака «Magnum Crimen» о злодеяниях римо-католической «церкви» над сербами.

– Недавно Вы заявили, что вина в преступлениях НДХ лежит не только на усташах, но и на всех хорватах. В то же время мы стали свидетелями ревизии истории: верные союзники нацистов, хорваты, вознаграждены. Как объяснить это противоречие?

– За время Второй мировой войны в НДХ преступления совершали представители хорватского народа, а повинно в них прежде всего хорватское государство, принимавшее расистские законы и ставившее сербов, евреев и цыган в безправное положение. Убийства, грабежи, изнасилования и другие преступления совершали более 1400 римо-католических служителей (согласно данным США). Хорваты – жители сел – убивали своих соседей-сербов ради того, чтобы овладеть их пастбищами и вселиться в их дома. Беззакония творили хорватские интеллигенты, римо-католические «монахини», члены Орденов и т.д. Было немало преступников и в регулярных войсках (домобранах), в полиции, среди чиновников… Таким образом, к злодеяниям над сербами причастен весь хорватский народ. Все это весьма неприятные и болезненные факты, поэтому неудивительно, что Ватикан и нынешнее государство Хорватия пытаются сокрыть или умалить свои беззакония. Однако западные страны именно Хорватию – с таким нераскаянным прошлым – принимают в Европейское сообщество.

– Последняя Международная конференция, посвященная Ясеновацу, была отмечена участием солидной делегации русских ученых. Говоря о русских, интересно было бы узнать Ваше мнение о сербско-русских отношениях в настоящее время и их перспективе.

– Среди членов Международной комиссии по установлению истины о Ясеноваце долго отсутствовали представители России, и это было совершенно неестественным. Но сейчас, слава Богу, положение исправилось. В России сегодня много ученых занимается данным вопросом, и их голоса должны быть услышаны.

Сербы и русские – это народы одного происхождения и одной веры. Нас связывает наша история и общие интересы. Никогда, ни в одной войне на протяжении веков, ни один серб не стрелял в русского, и ни один русский – в серба. Кроме прочего, сербы и русские имеют и общую перспективу, общее будущее. Это, быть может, единственные два народа во всем мире, которые полностью понимают друг друга, мыслят одинаково и чувствуют себя друг у друга в гостях как дома.

– В Сербской Православной Церкви происходят чудовищные вещи, связанные с мощами деспота (титул правителей Сербии в XV–XVI вв., – примеч. ред.) Стефана Лазаревича, которого Господь прославил многими чудесами. Вы научно доказали, что его святые останки почивают в монастыре Копорин, это подтвердил и Собор СПЦ. Между тем нам упорно навязывают мнение римо-католических археологов, что мощи деспота Стефана находятся в другом месте. Можете ли Вы внести ясность в эту неприятную историю?

– Отдельные епископы в Сербской Православной Церкви, к сожалению, служат Ватикану. Их задача состоит в содействии распространению экуменизма и некоего «примирения» римо-католиков и протестантов с Православной Церковью.

Общество охраны культурных памятников Сербии находится в полной зависимости от власти. Среди сотрудников этого учреждения есть и те, кто уничтожает исторические свидетельства сербского пребывания на сербских же землях. Уже несколько десятилетий систематически стираются с лица земли гробницы сербских властелинов-святителей. Вот и недавно, по благословению епископа Браничевского, это Общество попыталось умалить значение мощей святого деспота Стефана Лазаревича в Копорине, объявив без каких-либо научных оснований мощами этого святого скелет неизвестной особы, возле которого была найдена отсеченная глава Вука Лазаревича, сына святого князя Лазаря. Интересно, что, когда никто в научном мире не признал эту «находку» в монастыре Манассии, сотрудники Общества начали оскорблять тех, кто не разделяет их убеждений, из-за чего на них подали в суд, и их вина была доказана.

Также были начисто разрушены гробницы Елены Анжуйской в Градце, Реле Крылатицы возле Нового Пазара и другие.

– Показательно, что свидетельства о страданиях сербов были уничтожены, многие архивы сожжены. О чем говорит распространяющаяся сегодня практика создания частных архивов – о недоверии к официальным учреждениям или же о нашей небрежности? И нужно ли в дальнейшем поддерживать инициативу распределения документов, хранившихся прежде в одном месте?

– В любых войнах, где бы они ни велись, первый удар наносится по библиотекам, архивам, научным учреждениям. Поэтому, может быть, и неплохо, что многие документы уходят в частные собрания и тайники, потому что так хотя бы некоторые из них сохранятся. За время диктатуры Иосипа Броза Тито все книги о Ясеноваце были изъяты из библиотек и уничтожены. И сейчас в некоторых архивах остались сохраненные документы, недоступные исследователям и общественности. Власти считают, что народу не следует знать всю правду.

– Какое влияние на историю ХХ века окажет обнародование фактов сотрудничества первых лиц Компартии Югославии с вождями НДХ?

– Недавно опубликованные документы свидетельствуют о весьма тесном сотрудничестве хорватских римо-католических нацистов с коммунистическим интернационалом и компартией Югославии. Многие были просто шокированы этой информацией. Ведь сотрудничество коммунистов с усташами многое объясняет. Обнародование этих фактов открывает новую страницу в истории Второй мировой войны и послевоенной Югославии.

Беседовал Ранко ГОЙКОВИЧ

Перевод с сербского Серболюба ЮГОВИЧА

Печатается в сокращении

Источник: http://srb.fondsk.ru/

Газета «Православный Крест» № 12 (84)

Последњи пут ажурирано ( понедељак, 24 јун 2013 )
 
< Претходно   Следеће >

Србска Православна Црква

Serbian Orthodox Church

УВОДНА РЕЧСАОПШТЕЊАКОНТАКТПРЕТРАГА
Тренутно је 22 гостију на вези
ОБАВЕШТЕЊА
ПОДРЖИТЕ РАД "БОРБЕ ЗА ВЕРУ

 

"Тешко је замислити хришћанина да под оваквом претњом може бити неутралан, а два пута теже замислити православног Србина, да може стајати по страни и безучасно посматрати борбу између крстоносаца и крстоломаца. Бити неутралан,  није одлика српског народа".
Свети Владика Николај


© www.borbazaveru.info. Сва права задржана.