header image
НАСЛОВНА СТРАНА arrow СТАТЬИ на Русском Языке arrow Анатолиј Степанов: Српски дневник (2)
Анатолиј Степанов: Српски дневник (2) Штампај Е-пошта
петак, 13 мај 2011
         У свом извештају о другом и трећем дану посете Србији руске научне делегације, који доносимо у наставку, господин Анатолиј Степанов говори о представљању књига Павела Тихомирова „О крсту Светог Владике Николаја“ и „Зона прећуткивања“, у Удружењу књижевника Србије, о гостовању на телевизији „Коперникус“, у емисији „Исток“ коју води новинарка „Печата“ Наташа Јовановић, о посети Чачку и манастиру Преображење, о разговору са старешином овог манастира, архимандритом Венијамином, као и о представљању зборника „Православно-католички дијалог после Јасеновца“ у Чачку.

+++

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов о втором и третьем днях своего визита в Сербию…

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов вместе с историком и публицистом Павлом Тихомировым находится в эти дни с визитом в Сербии. Мы будем регулярно публиковать отчеты главного редактора РНЛ о мероприятиях, в которых он принимает участие. Предлагаем читательскому вниманию сообщение Анатолия Степанова, в котором он рассказывает о первых днях, проведенных на Сербской земле

Вечером 19 мая в легендарном месте, в здании Союза писателей Сербии в Белграде на Французской 7, состоялась презентация книг Павла Тихомирова «О Кресте святого владыки Николая: русский взгляд на сербскую историю и подвиг святителя Николая» и «Зона умолчания», переведенных на русский язык. Последняя книга написана в форме дневника и посвящена ситуации вокруг Косово, свидетелем и участником которой и был автор этой книги. В презентации участвовало несколько десятков  сербских писателей, ученых, общественных деятелей, из них такие известные в России люди, как публицист, автор многих книг, лауреат нескольких премий, в т.ч. и русских, постоянный автор «Русской народной линии» Лиляна Булатович-Медич; историк, филолог, министр правительства Сербской Краины в изгнании Слободан Ярчевич. В презентации также приняли участие известный читателям РНЛ сербский писатель Момир Лазич, сам претерпевший гонения от хорватских властей во время гражданской войны; издатель, собственный корреспондент РНЛ в Белграде Ранко Гойкович; автор книг Павел Тихомиров и автор этих строк.

Открыл собрание и вел его секретарь Союза писателей Сербии Милюрко Вукадинович. 

Я в своем выступлении отметил тот факт, что в конце XIX – начале ХХ века произошла яркая вспышка симпатии между русскими и сербами. И это удивительное явление, на мой взгляд, весьма показательно. Также я отметил тот факт, что презентация книг, одна из которых посвящена так почитаемому в Сербии святителю Николаю, проходила в день рождения Святого Царя Николая II, также почитаемого сербами. Два святых Николая являются знаковыми фигурами русско-сербского единства. Я также говорил о том, что сербы и русские – два самых больших народа, разделенных государственными границами, и о том, что и наша, и сербская элита боится признать этот факт, тогда как немецкая элита не боялась в течении многих лет говорить о разделении Германии, и теперь Германия едина, а наши страны-победители, участвующие в разгроме фашистской Германии, оказались разделенными. 

Мы говорили также о том, что мы, общественность, должны заниматься разработкой единой интеграционной идеологии в своих странах, а также выработкой идеологии восстановления русско-славянской, или восточнославянской цивилизации. У нас действительно много общих проблем, в т.ч. в церковной ситуации. На презентации также шла речь о конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца», которая была проведена а Сантк-Петербурге и участие в организации которой принимала «Русская народная линия». 

После презентации состоялся дружеский ужин, в котором приняли участие организаторы и участники мероприятия. К нам присоединился еще один министр республики Сербская Краина в изгнании Миле Боснич, который вместе с Момиром Лазичем сидел в хорватской тюрьме и испытал на себе страшные последствия гражданской войны. Принимал участие в ужине и бывший мэр сербского города Книн на территории Хорватии. 

На следующий день, 20 мая, мы направились на телеканал «Коперникус», где приняли участие в весьма знаковой передаче «Восток» (по-сербски «Исток»), которую ведет известная в Сербии публицист, сотрудник популярного сербского журнала «Печат» Наташа Йованович. С ней мы уже были знакомы – она приезжала по поручению журнала «Печат» в Петербург на конференцию «Православно-католический диалог после Ясеноваца», где записывала интервью со мной, диаконом Владимиром Василиком и другими участниками конференции. Этой телепередаче оказывает поддержку посольство России в Сербии, поскольку она направлена на укрепление русско-сербских связей. В передаче приняли участие научный сотрудник Института славяноведения РАН Анна Филимонова, Павел Тихомиров, Ранко Гойкович и автор этих строк. Мы говорили о геополитической ситуации, о проблеме Косово, о Гаагском трибунале, который в полном смысле слова превратился в судилище, а не в правовой институт, и где сейчас никак не могут принять решение о судьбе Воислава Шешеля, которому нечего инкриминировать, но которого не хотят отпускать на свободу.

Говорили мы, конечно, и о церковной ситуации, о современных вызовах Православию, о ситуации вокруг бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Надо отметить, что бывший епископ Артемий продолжает пользоваться огромной популярностью среди верующей сербской интеллигенции, и об этом свидетельствует наше личное общение со многими представителями  православной общественности в Сербии. В передаче обсуждалось и то письмо, которое было направлено известными сербскими деятелями науки и культуры Архиерейскому Собору, которое подписали и некоторые верующие из России. 

После окончания телепередачи мы направились на юг Сербии в город Чачак. Это старинный сербский город, здесь есть поселение времен римско-византийской эпохи. Храм в Чачаке был превращен турками в мечеть и затем снова восстановлен, расширен и перестроен, и является ныне центром церковной жизни этого довольно крупного по сербским меркам города. Сначала мы направились в ущелье между двумя горами Овчар и Каблар. Это красивейшие места, между ущельем течет река Западная Морава, которая впадает в Великую Мораву и затем в Дунай. На самой вершине одной горы стоит крест, там бьет источник, который называется Саввина-вода. По преданию, святитель Савва, духовный отец сербского народа, был на этом месте и обрел этот источник. Вдоль ущелья тянутся сербские монастыри, которые были основаны или возобновлены к жизни святителем Николаем (Велимировичем), который в 30-е годы был епископом Жичским. Недалеко от города Чачака и города Кралево находится старинный монастырь Жича – один из духовных центров сербской культуры, связанный со многими важными историческими событиями. 

Побывали мы в Преображенском монастыре и побеседовали с удивительным человеком, настоятелем обители архимандритом Вениамином. Это старинный монастырь, но в начале ХХ века при строительстве железной дороги был ликвидирован, но по инициативе святителя Николая восстановлен уже в 30-е годы. Храм в монастыре посвящен Преображению Господню, расписывал его иконописец Мельников из  Русской зарубежной церкви в 1939-40 годах. Эта роспись сохранилась и является еще одним напоминанием о русско-сербском единстве и тесных русско-сербских связях. Это небольшой  монастырь – в нем всего пять насельников, и он представляет из себя всего один храм и жилой корпус. Монастырь не является приходом, поэтому все труды по организации монастырской жизни ложатся на плечи самих насельников обители. Здесь все буквально дышит вечностью – и чудной красоты места, и сами люди. Сам архимандрит Вениамин с 17 лет подвизается в этом монастыре. Живет здесь также матушка Ирина, которая монашествует с 1947 года. Я постеснялся спрашивать, сколько же ей лет, но выглядит матушка вполне бодро и жизнеутверждающе.

С архимандритом Вениамином мы тоже говорили о тех тревожных тенденциях, которые наблюдаются в жизни наших Церквей, о вызовах со стороны филокатолицизма и обновленчества, с которыми приходится сталкиваться представителям Русской и Сербкой Церкви. 

После мы направились в Скупщину – административный центр города Чачак, – где состоялось представление книги-сборника докладов конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Напомню, что эта книга вышла в Сербии на сербском языке. Перевел и издал ее Ранко Гойкович. В книге опубликованы почти все доклады, прозвучавшие на конференции в Санкт-Петербурге. Издатель попросил меня написать к этой книге предисловие. В актовом зале Скупщины собралось около сотни представителей православной общественности города Чачак, в том силе священнослужители. После пасхального тропаря, дружно пропетого на сербский манер всеми собравшимися, ведущий этого вечера, известный сербский ученый и публицист, автор многих книг Владимир Димитриевич представил участников презентации: Анну Филимонову, Ранко Гойковича, Павла Тихомирова и автора этих строк. 

Я рассказал о конференции, которая была организована нами в Санкт-Петербурге, о том, почему мы назвали ее «Православно-католический диалог после Ясеноваца», подчеркнув, что нам очень приятно, что деятельность в этом направлении продолжается, поскольку через несколько дней откроется конференция в городе Баня-Луки. Анна Филимонова рассказала о политической ситуации на Балканах, о геополитических тенденциях развития обстановки, о русско-сербских отношениях. Павел Тихомиров вспомнил о своем пребывании в Косово, когда велось много разговоров и споров о судьбе Сербии, в которых ему приходилось участвовать. 

Очень проникновенным было выступление Ранко Гойковича, который вспомнил о ясеноваческих новомучениках, о тех сотнях тысяч православных сербах, которые стали жертвами геноцида, организованного хорватами с благословения хорватского католического духовенства под прикрытием главы хорватской католической церкви, ныне прославленного Ватиканом «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца. Ранко рассказал о своем участии в петербургской конференции, о святителе Николае Сербском, который немало писал о геноциде православных, о том, как он привез икону святителя Николая на конференцию, во время работы которой она постоянно находилась в Петровском зале Санкт-Петербургского университета, и таким образом, святитель Николай освящал конференцию.

После выступлений участники собрания задавали различные вопросы. Интересным был вопрос о том, как сербам изжить вирус предательства, который разъедает народ и не дает возможности его объединения. 

Интересная встреча состоялась после презентации. Ко мне подошел серб, прекрасно говорящий по-русски. Оказалось, что он много работал в России инженером. Он рассказал о двух случаях, которые произошли с ним в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде во время встречи с русскими коллегами он встал и сказал о том, что в Сербии есть предание о том, что после того, как в России появится Царь, Сербии будет явлен король. Он предложил выпить за грядущего Русского Царя, и неожиданно для него все русские участники, которые, на его взгляд, были далеки от Церкви, дружно поддержали его слова. Вторая история произошла с ним в Екатеринбурге, куда он прилетел на конференцию, его встречали официальные лица, и первым делом он попросил отвести его к Храму-на-Крови. Это решение серба было удивительно благосклонно встречено организаторами конференции, которые очень порадовались такому почитанию со стороны серба места Царской Голгофы и выполнили его просьбу, хотя для этого пришлось сделать довольно большой крюк. 

Такие радостные встречи в Сербии и удивительные истории, которые приходится слышать, наполняют реальным содержанием те слова о русско-сербском единстве, о русско-сербском братстве, которые звучат все чаще в последнее время.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/05/21/serbskij_dnevnik/

Последњи пут ажурирано ( недеља, 22 септембар 2013 )
 
< Претходно   Следеће >

Србска Православна Црква

Serbian Orthodox Church

УВОДНА РЕЧСАОПШТЕЊАКОНТАКТПРЕТРАГА
Тренутно је 82 гостију на вези
ОБАВЕШТЕЊА
ПОДРЖИТЕ РАД "БОРБЕ ЗА ВЕРУ

 

"Тешко је замислити хришћанина да под оваквом претњом може бити неутралан, а два пута теже замислити православног Србина, да може стајати по страни и безучасно посматрати борбу између крстоносаца и крстоломаца. Бити неутралан,  није одлика српског народа".
Свети Владика Николај


© www.borbazaveru.info. Сва права задржана.