header image
НАСЛОВНА СТРАНА arrow СТАТЬИ на Русском Языке arrow О. Симеон, игумен монастыря Рукумия (Сербия): Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?
О. Симеон, игумен монастыря Рукумия (Сербия): Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт? Штампај Е-пошта
петак, 08 март 2013

Конкордат и его последствия: попытки латинизации сербов не прекращались никогда

Что такое конкордат? Это договор какой-либо страны с Ватиканом, регулирующий вопросы, связанные с правами и обязанностями римско-католической церкви по отношению к этой суверенной державе. Конкордат разрешает целый ряд проблем, составляющих точки соприкосновения государства и католической общины. Он объемлет все грани общественной жизни: образование, воспитание, семью, брак – вплоть до воздействия на законодательную власть государства.

Сербия вошла в конкордатские переговоры еще в эпоху деятельности политика и дипломата Ильи Гарашанина (1812–1874). Особенно сильным было давление на страну в связи с обязательствами, закрепленными на Берлинском Конгрессе 1878 года, однако этому давлению последовало сопротивление. В Сербии – с ее 2,5 миллионным населением – проживало лишь около 10 тыс. католиков, да и те были иностранцами. Но Европа – как сейчас, так и тогда – требовала от Сербии «толерантности».

После долгих переговоров в Риме Сербия в июне 1914 года подписала договор. И даже успела ратифицировать его на заседании Скупщины (Скупщина – название парламента в балканских странах. – Примеч. ред.) После этого она отправила в Рим свое посольство, но Ватикан присылать своего представителя не торопился – очевидно, уповая на то, что сербские земли в обозримом будущем будут завоеваны Австро-Венгрией. Однако война закончилась иначе, а потому в дальнейшем Ватикан – пусть со скрипом – вынужден был признать Королевство сербов, хорватов и словенцев.

После установления дипломатических отношений в 1920 году постепенно стала налаживаться деятельность римско-католической церкви на основе довоенного конкордата. У Белграда появился латинский кардинал Фра Рафаэль Родич, а в Скопье – кардинал Иван Гнидовац. Переговоры относительно конкордата были возобновлены кабинетом Милана Стоядиновича 25 июля 1935 года. Прошло больше года, и 5 ноября 1936-го югославская власть передала Скупщине этот документ на ратификацию, которая состоялась 23 июля 1937 года. «За» проголосовало 166 депутатов, «против» – 120.

Противники конкордата указывали на то, что в мире лишь девять стран подписали его, в то время как, например, Великобритания и Франция от этого договора воздерживаются; ими ставилась на вид опасность католической миссии среди православных. Принцип равноправия конфессий был нарушен тем, что римско-католические служители имели защиту как госчиновники (что не предусматривалось относительно клира Сербской Православной Церкви). Римско-католические пасторы были защищены перед судом: государство обязывалось не просто оповестить церковную власть о следствии, но и доказать правомочность возбуждения дела, а также сформировать смешанную следственную комиссию – т.е. католики имели некоторый род иммунитета.

Сербский Патриарх Варнава

Суммируя все аргументы против конкордата, Патриарх Варнава от имени Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви заявил, что если проект конкордата – в том виде, в котором он сейчас существует – войдет в законную силу, тогда он не просто не признает его, но призовет епископат всеми возможными средствами бороться против принятия такого закона. Сопротивление продвижению конкордата Патриарх рассматривал в качестве святой обязанности каждого священнослужителя. Однако в тот вечер, когда конкордат был принят, Патриарх Варнава скончался.

По мнению профессора Серболюба Живановича, антрополога с мировым именем, директора Европейского института изучения древних славян в Лондоне и председателя Британского и Ирландского отделения Международной славянской академии наук, Патриарх Варнава был отравлен. Приведем его слова: «Будучи студентом медицины, мне довелось слушать лекции профессора патологии Ксенофона Шаховича. Во время одной из лекций он вдруг прервался и после паузы сообщил, что почувствовал приближение своей кончины, а потому хотел бы сообщить нечто весьма важное. Профессор рассказал, что именно он был человеком, делавшим вскрытие тела покойного Патриарха Варнавы. Осмотр органов пищеварения указал на причину смерти. Патриарха более месяца травили малыми дозами боевого ядовитого вещества – иприта. Дабы не провоцировать внезапную смерть, яд, имеющий вкус лука, в небольших количествах подмешивали в пищу. Отравляемый угасал – вплоть до умирания «естественной смертью». Этот метод был весьма популярен в Ватикане, и его использовал папа Борджиа. В своем сообщении профессор Шахович сделал вывод о том, что Патриарх стал поперек дороги у тех, кто продвигал конкордат, и потому его уничтожили».

Ознакомившись с содержанием конкордата еще до его принятия, Архиерейский Собор СПЦ заявил: «Принятие конкордата, прежде всего, нарушает конституционное равноправие исповеданий и ставит римско-католическую церковь в привилегированное положение – такое, которое соответствует государственной религии. Следовательно, все вопросы, недоразрешенные конкордатом, будут рассматриваться согласно каноническому праву римско-католической церкви, что позволило бы римско-католической пропаганде, известной своей агрессивностью, действовать в ущерб СПЦ и другим религиозным организациям в государстве». Католический епископат в Югославии воспринял этот акт самозащиты СПЦ как призыв к религиозной войне, и уже 31 декабря 1936 года загребский кардинал д-р Бауэр открыто заявил своему клиру: «Такая позиция православного епископата может вызвать лишь религиозную войну…» После этого хорватская пресса стала все более заострять проблему, сведя ее в конце концов к межнациональному конфликту сербов и хорватов.

Вот что говорил по поводу этих событий святитель Николай (Велимирович): «На протяжении семисот лет римский папа пытался утвердить свою стопу на православных Балканах. Но этого ему не позволили ни наши Неманичи до Косова, ни наш сознательный народ после Косова. <…> Патриарх Сербский занемог в борьбе против папских притязаний. Народ шокирован и не в силах прийти в себя от невероятного: как могут сыновья сербского народа в своей собственной мощной державе капитулировать перед третьим из наистарейших неприятелей православных Балкан и православного Сербства?

Капитулировать после славной победы над своими первыми двумя неприятелями: над султаном и над цесарем?

Ты слышишь блеяние этих невежд? „Мы и наши католики“. „Дадим право и нашим братьям-католикам...“ Так могут говорить не разумные люди, а безсловесные бараны. Речь-то не о наших католиках, но о римском папе. Он хочет этим конкордатом оковать наших несчастных католиков, и этим самым ущемить Православную Церковь. Вот в чем дело. И против этого восстал героический Патриарх сербский. Против этого восстал весь семимиллионный сербский народ».

Владыка Николай требовал, чтобы все сербы, так или иначе способствовавшие продвижению конкордата, принесли публичное покаяние. И лишь после этого, по его мнению, с них можно было бы снять церковное отлучение. Святитель был убежден в том, что такие серьезные вещи как предательство сербских религиозных и национальных интересов не могут так легко сойти с рук. Архиерейский Собор не принял требований владыки Николая, вследствие чего он вплоть до 1940 года игнорировал заседания Собора.

Блаженно почивший игумен монастыря Рукумия отец Савва часто рассказывал о чуде, произошедшем после воздвижения храма в селе Кленовнике. Церковь была крыта именной черепицей, которую жертвовали прихожане. Среди жертвователей был один сторонник конкордата. И в первый же дождь его именная черепица пропустила воду и была удалена с крыши храма.

В сущности, конкордат был очередным крестовым походом лукавых латинов на православные Балканы и на православную Сербию. И сейчас этот поход продолжается и проявляется в Сербской Православной Церкви в реформировании Святой Литургии и в введении неправославного учения в некоторых духовных учебных заведениях СПЦ – прежде всего на Богословском факультете Белграда. Этот крестовый поход состоит и во внедрении практики Причащения без говения и Исповеди, чего раньше никогда не было. Необходимо также упомянуть о практике «удаления иконостаса на реставрацию», которая затягивается на годы, дабы народ помаленьку привыкал к тому, что служить можно и вовсе без иконостаса. Все это прокладывает дорогу в Рим.

Попытки латинизации сербского народа никогда не прекращались. Их прозелитизм с неослабевающей интенсивностью продолжается и по сей день. Он уже обошелся сербам в пять миллионов жизней: во время Первой мировой, во время Второй мировой, во времена Тито, вплоть до кровожадной агрессии девятнадцати западных стран против нашей Сербии.

Святосаввский сербский народ подвергается ударам нового «конкордата» в виде деятельности некоторых епископов и священников, подверженных большому влиянию Ватикана, причем многие из них именно там получили свое образование. Они-то и подвизаются на поприще воплощения исторических планов Ватикана – совращения православных сербов в латинскую ересь.

Дорогие русские православные братья! Путь латинов в Россию всегда проходил через Сербию. Потому воспользуемся евангельскими средствами для борьбы с силами тьмы и их слугами!

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и помоги нам молитвами Пресвятой Богородицы, святых Безплотных Сил Небесных и всех российских и сербских святителей, мучеников и новомучеников, преподобных, праведных и всех святых одолеть неприятелей Святого Православия и наших Отечеств и остаться достойными наследниками наших славных предков!  

Иеромонах Симеон (СТАНЧЕТИЧ),  игумен монастыря Рукумия (Сербия)

Доклад на международной научно-практической конференции

«Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?»

Публикуется с сокращениями

Библиографический список:

1. Слиепчевич, Джоко. История Сербской Православной Церкви. Кн. 2.

2. Груич, Радослав. Политическо-религиозная активность Ватикана на Балканах на протяжении веков. ЛИО Горний Милановец,1998.

3. Свт. Николай Сербский. Собр. соч. Химелстир, 1986. Кн.13.

4. Проф. Серболюб Живанович. Насильственная смерть Патриарха Варнавы (Росича) и патриарха Гавриила (Дожича) (http://borbazaveru.info/content/ view/1830/86/).

5. Дмитриевич, Владимир. Замолченная Сербия. ЛИО Горний Милановец, 2008.

Источник: газета "Православный Крест"

Интегрална верзија текста на руском језику: http://borbazaveru.info/content/view/2023/58/

 Текст на српском језику: http://borbazaveru.info/content/view/2024/58/

 

Последњи пут ажурирано ( четвртак, 10 октобар 2013 )
 
< Претходно   Следеће >

Србска Православна Црква

Serbian Orthodox Church

УВОДНА РЕЧСАОПШТЕЊАКОНТАКТПРЕТРАГА
Тренутно је 17 гостију на вези
ОБАВЕШТЕЊА
ПОДРЖИТЕ РАД "БОРБЕ ЗА ВЕРУ

 

"Тешко је замислити хришћанина да под оваквом претњом може бити неутралан, а два пута теже замислити православног Србина, да може стајати по страни и безучасно посматрати борбу између крстоносаца и крстоломаца. Бити неутралан,  није одлика српског народа".
Свети Владика Николај


© www.borbazaveru.info. Сва права задржана.